Наша идеология

Ясное и при этом операциональное определение идеологии дает возможность использовать его в государственном проектировании и строительстве, что для нас является критически важным.1

В нашем подходе слово «идеология» производно не от слова «идея», как субъективного образа действительности в сознании, а от слова «идеал», как высшей степени абсолютно ценного. В этом фундаментальное отличие нашего определения от иных. Почувствуйте разницу в степени активной мотивации на позитивное целеполагание в различных определениях идеологии.

В традиционном подходе: «Идеология — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности».

В подходе Центра: «Идеология — собрание высших ценностей-идеалов, формирующее представление о добре и зле, о смысле жизни и мотивирующее человека и общество на намерения и действия».

В нашем подходе идеология как собрание ценностей-идеалов, порождает высшие цели человеческой деятельности и действия по их достижению. Без ценностей целей не бывает. Без целей не бывает деятельности.

В этом случае государственная общестрановая идеология — это цельное, единое собрание ценностей страны, закрепленное нормативно и сакрально, реализуемое и защищаемое государством, выработанное в общественной практике в идентичной цивилизационной версии.

Вот как это цельное, единое собрание ценностей страны выписано в нашем проекте Конституции России:

«Высшие ценности России являются общими и постоянно действующими основаниями самоосознания Народа России, целеполагания и деятельности государственных органов всех уровней, народного самоуправления, граждан, их объединений, юридических лиц.

2. Высшие ценности России определяют основу содержания и применения федеральных законов и иных правовых актов и обеспечиваются правосудием.

3. Абсолютной высшей ценностью является существование самой России — Родины Народа России.

4. Высшими ценностями России являются:

а) единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России;

б) ответственность России за судьбы мира и человечества;

в) всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании;

г) забота всех и каждого о сохранении и умножении достояния Народа России;

д) русская (российская) цивилизационная идентичность;

е) единство, дружба и солидарность русского и всех братских российских народов;

ж) служение государства Народу России;

з) народосбережение;

и) человеческая жизнь, достоинство и свобода человека;

к) патриотичность и любовь к Родине;

л) неприятие расовой, национальной, религиозной, языковой и социальной дискриминации;

м) любовь и семейность, рождение и воспитание детей, связь поколений;

н) сочетание традиционности и прогресса;

о) коллективность и взаимопомощь;

п) социальная справедливость;

р) гуманизм и взаимное уважение между людьми;

с) альтруизм и сопереживание;

т) гармоничное развитие личности;

у) честь, совесть и нравственность;

ф) идейно-духовная мировоззренческая мотивированность человека и общества, устремленность к идеалу;

х) нестяжательство и преобладание духовнонравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами;

ц) трудолюбие;

ч) устремленность к творчеству.

5. Высшие ценности России равнозначны, никакая из высших ценностей России не может преобладать в государственном управлении.

6. В случае конфликта высших ценностей России при их применении действует абсолютная высшая ценность. Ни одна из высших ценностей России не может умаляться полностью».

Как сформировался именно такой комплекс высших ценностей, в своей совокупности определяющий нашу идеологию? В его основе лежит фундаментальное представление о человеке и человечестве:

— человек в своей эволюции стремится ко все большей очеловеченности, смысл и назначение человека — стать Человеком в подлинном, полноценном, категориальном смысле;

— человечество в целом, несмотря на спады и откаты, в предельном виде стремится стать истинным Человечеством;

— облик Человека и Человечества истинного и описывается приведенными ценностями;

— государство не «ночной сторож», не машина для услуг, государство -это Институт для производства Человека и Человеческого сообщества.