Вечность несовременна

Какую культуру брать на вооружение

Реальность нашего времени при всей его сложности укладывается в единый принцип эволюционизма: «существовать» всегда означает «развиваться». Для общества, в том числе российского, это требует постоянных поисков ресурсов, способных обеспечивать инновационные изменения. Для постиндустриальной фазы развития общества одним из важнейших ресурсов становится знание, освоение принципиально новых технологий и универсальная позиция экономии времени. Эти факторы определяют контекст, в котором основой обеспечения устойчивости общественной среды является поиск оптимального способа организации, принятие инновационных решений, сокращение промежуточных звеньев, которые неизбежно возникают при переходе от условий к заданным результатам. Актуальность этих факторов остается весьма значимой и в сфере военной организации государства.

К сожалению, сегодня приходится наблюдать наличие в законотворческом процессе тенденций, противоречащих правовым основам светского государства, где принцип отделения от него религии гарантирован Конституцией РФ. Для военной сферы, как разновидности госслужбы, это означает, что религиозные объединения не участвуют в ее организации и осуществлении, не оказывают какого-либо влияния на Вооруженные Силы.

Поэтому вызывает особое сожаление, что популярный среди военных еженедельник «ВПК» не остается вне этого тренда антиконституционных тенденций и представляет значительные объемы для публикации сомнительных в своей научной обоснованности материалов. В частности, посвященных поиску врагов среди «неправильно мыслящих» и «неправильно верующих» соотечественников. При этом основная идеологическая направленность публикаций явно не в пользу реализации свободы совести и вероисповедания в армии, а всего лишь избирательно порочит некие религиозные сообщества.

Чтобы оппоненты не записали меня, человека секулярного сознания, в «сектозащитники» или «пятую колонну Запада», напомню: я неоднократно раскрывал в СМИ правовой механизм захвата киевской хунтой власти на Украине, где допускались не только грубые нарушения демократических принципов, но и норм национального и международного права, начиная с попрания Конституции страны, грубых массовых нарушений прав граждан, включая неправомерное применение в их отношении насилия и дискриминации по языковому и национальному признакам и т. п.

За последние годы проведено множество конференций и круглых столов на тему секуляризма и религиозной свободы, обеспечения баланса интересов, прав и обязанностей верующих и неверующих, уважения религиозных меньшинств и т. д., и особого смысла поднимать эти вопросы на страницах популярного издания нет.

Единственная моя цель – показать, что ориентация на Церковь в армии контрпродуктивна потому, что вполне очевидно падение доверия к религиозным структурам и их роли в позитивных перспективах для нашей страны и для общества в целом. Очевидно и то, что в органах военного управления специализированное конституционно-правовое просвещение с использованием достижений научного знания и воспитания общепринятому светскому, разумному поведению намного важнее, чем навязывание избранной конфессиональной ориентации – православия.

Убежден, что в объективной полемике с оппонентами я одержал бы победу по той причине, что заведомо не правы пропагандисты религиозно-клерикальной идеологии в армии и на флоте.

В России и Белоруссии, на Украине, как известно, наиболее распространенной религией является православное христианство. Послушные своим церковным пастырям люди верят в существование Бога, в спасительную миссию Иисуса Христа, «во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» (формула Символа веры Никео-Цареградского собора). Но, как убедительнейшим образом свидетельствует практика, не было какой-то спасительной для душ и телес верующих миссии Иисуса Христа, а Православная церковь является единой, святой и апостольской лишь на взгляд ее адептов.

Более того, православная пропаганда, которую берут на вооружение клерикальные помощники по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных Силах РФ, зачастую содержит в себе дух черносотенства и противоречит задачам, поставленным президентом России на заседании коллегии Минобороны Российской Федерации 20 марта 2012 года.

Руководство военного ведомства надеется, что с приходом в воинский коллектив помощников командира по работе с верующими военнослужащими будет организовано духовное просвещение, активизированы патриотическое и нравственное воспитание, наладится социальная работа. Ожидается, что в итоге должны существенно поменяться к лучшему морально-психологическое состояние личного состава и нравственный климат в воинских коллективах, укрепится дисциплина, уменьшатся число суицидальных проявлений, неуставных взаимоотношений и иных правонарушений.

Необходимо уточнить, что принципиальное различие между религиозной и светской культурой заложено в свойствах консервативного и нового, постоянно эволюционирующего общества. В котором, как свидетельствует история нашей цивилизации, значимость «посюстороннего», определяющего все сферы жизни человечества, неуклонно усиливается.

Поэтому, если религия имеет дело с трансцендентным миром, акцентируя ценности, символы и отношения, выведенные за пределы «мира земного» и подразумевает контекст «абсолютной вечности», а не пространственно-временной объективности, то светское общество с его мировоззрениями и культурой выступают как основы активного познания и освоения действительности земных реалий. Если в религиозной культуре базовой основой является представление о сакральном, священном, то в действительности светского мира это представление свое значение теряет.

По мнению одного из крупнейших российских религиоведов доктора философских наук, профессора МГУ им. М. В. Ломоносова Зульфии Тажуризиной, «светская культура – это бесконечно многообразный богатейший пласт творческой деятельности человечества. Ее обычно определяют, как культуру секулярную, нецерковную, нередко – как внерелигиозное состояние сознания, культуру, свободную от религиозного влияния».

Таким образом, светская культура характеризуется свободным развитием науки, научного знания, различных видов искусства и художественного творчества. Она сложилась как пространство осуществления всех сторон жизни людей, сформированных коллективной человеческой деятельностью, но не как копирование, повторение прошлого, а как освоение будущего: здесь именно время, а не пространство стало внутренним движителем общества, способом его самоосознания, самоопределения и саморазвития.

Культура соединяет образование и общество в поиске нового тем, что освобождает субъекта от привязанности к конкретной деятельности, или отношений, нормам которым этот субъект должен следовать, открывая его собственное пространство в качестве арены для самореализации, соединяя свое содержание (пространство) с субъектностью личности (коллектива, общности). Но образование выходит в пространство культуры как источник его ближайшей востребованности, формируя таких отдельных субъектов (специалистов, граждан, личностей), которые оказываются в состоянии следовать нормам городской культуры – сохранять и развивать ее собственную внутреннюю инновационность.

Но главное – культура выступает источником, формой и результатом постоянного обновления мира, в котором обновляется и образовательная среда. Культура формирует и поддерживает ценностные ориентиры науки, знания, творчества, всех базовых свойств человека-субъекта. Она гарантирует своим содержанием постоянное разделение должного и фактического, возможного и действительного, она разделяет (и вместе с тем связывает) нормативное и фактическое, символическое и реальное.

Она универсальна и многопланова, но при этом исключает опору на трансцендентное начало, обретая ее в самом человеке, и поэтому всегда гуманистична. Исследователи подчеркивают, что светская культура всегда секулярна, мировоззренчески нейтральна и не однопланова, поскольку исходит из идеологического многообразия.

Но дело не столько в мировоззренческой нейтральности светской культуры, всегда связанной с системой ценностей, определенной картиной мира, основанной на науке, искусстве, политических отношениях, сколько в основаниях динамики светской (городской) культуры: она продуцируется в процессе общественного воспроизводства, соответствуя требованиям и нормам развития общества. И в этом отношении гораздо более динамична, инновационна, чем этническая, народная или любая локальная религиозная культура.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *