Двадцатый век принес человеческой цивилизации не только научно-техническую революцию, но и серьезные изменения в так называемой духовной сфере жизни, приведшие в конечном итоге к тому, что даже церковь вынуждена была приспосабливаться к вызовам времени. Как грибы после дождя стали появляться новые религии и секты, а человек познал все прелести квазирелигиозных политических культов.
Одним из новых увлечений человечества стала массовая вера в существование «братьев по разуму», о которых начали грезить писатели-фантасты. Инопланетяне довольно скоро превратились в настоящих богоподобных посланцев из глубин бесконечного космоса. Со временем у нового культа появились свои проповедники — уфологи, постоянно занятые поиском доказательств существования внеземного разума; адепты, верующие в предоставляемые уфологами доказательства реальности НЛО, и, конечно же, пророки — люди, утверждающие, что их похищали пришельцы, ставили над ними опыты, передавали землянам некую важную информацию, которую избранный во что бы то ни стало обязан донести до человечества, а также организовывали экскурсии в «рай» — идеальное во всех отношениях место, где обитают сами инопланетяне.
Дошло до того, что даже Ватикан официально признал возможность существования инопланетян (естественно, созданных богом), робко предположив, что спасительное учение Христа изначально могло было быть ориентировано не только на землян. А сами инопланетяне, по мнению главы ватиканской обсерватории Хосе Фунеса, могут быть даже свободны от первородного греха.
«Что же на самом деле вспоминают люди, похищенные инопланетянами, когда к этим людям «возвращаются» воспоминания о похищении? Терапевты задают наводящие вопросы и развивают воображаемые сценарии, благодаря которым их подопечные способны от начала и до конца выдумать никогда не происходившие события», — пишет в своей книге «Тайны мозга» известный американский скептик Майкл Шермер.
«Контакт с внеземным разумом многие люди могут приравнивать ко второму пришествию», — продолжает Шермер и при этом цитирует участника проекта по поиску внеземных цивилизаций SETI Мелвина Калвина, сказавшего однажды, что визит пришельцев можно считать событием, которое оказало бы существенное влияние на все человечество. «Полагаю, это все равно, что создать новую религию и повести за собой множество последователей», — рассуждает Калвин.
В свое время известный писатель-фантаст Майкл Крайтон заявлял, что «SETI — это, бесспорно, религия», поскольку для этого, казалось бы, на первый взгляд сугубо научного проекта, тем не менее, характерны многие черты религиозного учения.
«Убежденность в том, что во вселенной существуют другие формы жизни, — вопрос веры. Нет ни единой крупицы доказательств существования других форм жизни, и за 40 лет поисков ничего так и не было обнаружено. Никаких очевидных причин придерживаться этого убеждения попросту нет», — утверждал Крайтон.
Культовый сериал «Секретные материалы» в свое время объединил тех, кто искренне «хотел верить»
«Представители внеземного разума — это мирские боги, божества для атеистов», — подмечает Шермер. И при этом особо подчеркивает что никоим образом не ставит занятых в SETI ученых в один ряд с уфологами и прочими, невероятно востребованными сегодня «охотниками за тарелочками». В первую очередь здесь важно понимать, что уфология — лженаука, построенная на фантазиях и вере в реальность существования инопланетян. В то время как SETI — исключительно научный проект по по поиску внеземного разума.
«SETI принимает нулевую гипотезу, согласно которой инопланетяне не существуют, пока не состоялся контакт; уфология — решительно отвергает нулевую гипотезу и начинает с допущения, что контакт уже состоялся», — пишет Шермер.
Одного убеждения в том, что где-то на далекой планете нас ждут не дождутся «братья по разуму», готовые (при условии, что они превзошли нас по уровню развития) поделиться уникальными технологиями, увы, недостаточно. Тем более что вопреки широко распространенному мнению количество разумных цивилизаций в космосе зависит отнюдь не от количества галактик. Ошибочно полагать, что чем больше потенциально обитаемых планет, тем выше шансы столкнуться с представителями высшего разума. Ведь дело далеко не в количестве галактик и планет, а в совокупности уникальных факторов, которые способствовали возникновению разумной жизни и, что также важно — ее эволюции.
Любой атеист, участвуя в диспуте с верующим, потерпит поражение по причине абсолютной универсальности аргументации последнего, базирующейся на том, что со стопроцентной долей вероятности невозможно ни доказать, ни опровергнуть существование так называемого высшего разума. Можно, подобно тому же Невзорову, элегантно обмакнуть теиста в его же собственную веру, показав и, возможно, даже доказав ее абсурдность. Но у любого адепта той или иной религии всегда останется лазейка под названием «бог». Пусть незримая, неощутимая и мифическая, но против которой не сработает ни один, даже самый убедительный, аргумент атеиста.
«Бог есть, и я это знаю», — скажет верующий, и любой скептик не в силах будет убедить его в обратном.
«Инопланетяне существуют, и встреча с ними — это всего лишь вопрос времени», — скажет уфолог. И если «братья по разуму» и в самом деле когда-нибудь действительно решат наведаться к нам в гости, то остается лишь надеяться, что они окажутся умнее большинства верующих в их существование.
Добавить комментарий