Какую культуру брать на вооружение
Реальность нашего времени при всей его сложности укладывается в единый принцип эволюционизма: «существовать» всегда означает «развиваться». Для общества, в том числе российского, это требует постоянных поисков ресурсов, способных обеспечивать инновационные изменения. Для постиндустриальной фазы развития общества одним из важнейших ресурсов становится знание, освоение принципиально новых технологий и универсальная позиция экономии времени. Эти факторы определяют контекст, в котором основой обеспечения устойчивости общественной среды является поиск оптимального способа организации, принятие инновационных решений, сокращение промежуточных звеньев, которые неизбежно возникают при переходе от условий к заданным результатам. Актуальность этих факторов остается весьма значимой и в сфере военной организации государства.
К сожалению, сегодня приходится наблюдать наличие в законотворческом процессе тенденций, противоречащих правовым основам светского государства, где принцип отделения от него религии гарантирован Конституцией РФ. Для военной сферы, как разновидности госслужбы, это означает, что религиозные объединения не участвуют в ее организации и осуществлении, не оказывают какого-либо влияния на Вооруженные Силы.
Поэтому вызывает особое сожаление, что популярный среди военных еженедельник «ВПК» не остается вне этого тренда антиконституционных тенденций и представляет значительные объемы для публикации сомнительных в своей научной обоснованности материалов. В частности, посвященных поиску врагов среди «неправильно мыслящих» и «неправильно верующих» соотечественников. При этом основная идеологическая направленность публикаций явно не в пользу реализации свободы совести и вероисповедания в армии, а всего лишь избирательно порочит некие религиозные сообщества.
Чтобы оппоненты не записали меня, человека секулярного сознания, в «сектозащитники» или «пятую колонну Запада», напомню: я неоднократно раскрывал в СМИ правовой механизм захвата киевской хунтой власти на Украине, где допускались не только грубые нарушения демократических принципов, но и норм национального и международного права, начиная с попрания Конституции страны, грубых массовых нарушений прав граждан, включая неправомерное применение в их отношении насилия и дискриминации по языковому и национальному признакам и т. п.
За последние годы проведено множество конференций и круглых столов на тему секуляризма и религиозной свободы, обеспечения баланса интересов, прав и обязанностей верующих и неверующих, уважения религиозных меньшинств и т. д., и особого смысла поднимать эти вопросы на страницах популярного издания нет.
Единственная моя цель – показать, что ориентация на Церковь в армии контрпродуктивна потому, что вполне очевидно падение доверия к религиозным структурам и их роли в позитивных перспективах для нашей страны и для общества в целом. Очевидно и то, что в органах военного управления специализированное конституционно-правовое просвещение с использованием достижений научного знания и воспитания общепринятому светскому, разумному поведению намного важнее, чем навязывание избранной конфессиональной ориентации – православия.
Убежден, что в объективной полемике с оппонентами я одержал бы победу по той причине, что заведомо не правы пропагандисты религиозно-клерикальной идеологии в армии и на флоте.
В России и Белоруссии, на Украине, как известно, наиболее распространенной религией является православное христианство. Послушные своим церковным пастырям люди верят в существование Бога, в спасительную миссию Иисуса Христа, «во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» (формула Символа веры Никео-Цареградского собора). Но, как убедительнейшим образом свидетельствует практика, не было какой-то спасительной для душ и телес верующих миссии Иисуса Христа, а Православная церковь является единой, святой и апостольской лишь на взгляд ее адептов.
Более того, православная пропаганда, которую берут на вооружение клерикальные помощники по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных Силах РФ, зачастую содержит в себе дух черносотенства и противоречит задачам, поставленным президентом России на заседании коллегии Минобороны Российской Федерации 20 марта 2012 года.
Руководство военного ведомства надеется, что с приходом в воинский коллектив помощников командира по работе с верующими военнослужащими будет организовано духовное просвещение, активизированы патриотическое и нравственное воспитание, наладится социальная работа. Ожидается, что в итоге должны существенно поменяться к лучшему морально-психологическое состояние личного состава и нравственный климат в воинских коллективах, укрепится дисциплина, уменьшатся число суицидальных проявлений, неуставных взаимоотношений и иных правонарушений.
Необходимо уточнить, что принципиальное различие между религиозной и светской культурой заложено в свойствах консервативного и нового, постоянно эволюционирующего общества. В котором, как свидетельствует история нашей цивилизации, значимость «посюстороннего», определяющего все сферы жизни человечества, неуклонно усиливается.
Поэтому, если религия имеет дело с трансцендентным миром, акцентируя ценности, символы и отношения, выведенные за пределы «мира земного» и подразумевает контекст «абсолютной вечности», а не пространственно-временной объективности, то светское общество с его мировоззрениями и культурой выступают как основы активного познания и освоения действительности земных реалий. Если в религиозной культуре базовой основой является представление о сакральном, священном, то в действительности светского мира это представление свое значение теряет.
По мнению одного из крупнейших российских религиоведов доктора философских наук, профессора МГУ им. М. В. Ломоносова Зульфии Тажуризиной, «светская культура – это бесконечно многообразный богатейший пласт творческой деятельности человечества. Ее обычно определяют, как культуру секулярную, нецерковную, нередко – как внерелигиозное состояние сознания, культуру, свободную от религиозного влияния».
Таким образом, светская культура характеризуется свободным развитием науки, научного знания, различных видов искусства и художественного творчества. Она сложилась как пространство осуществления всех сторон жизни людей, сформированных коллективной человеческой деятельностью, но не как копирование, повторение прошлого, а как освоение будущего: здесь именно время, а не пространство стало внутренним движителем общества, способом его самоосознания, самоопределения и саморазвития.
Культура соединяет образование и общество в поиске нового тем, что освобождает субъекта от привязанности к конкретной деятельности, или отношений, нормам которым этот субъект должен следовать, открывая его собственное пространство в качестве арены для самореализации, соединяя свое содержание (пространство) с субъектностью личности (коллектива, общности). Но образование выходит в пространство культуры как источник его ближайшей востребованности, формируя таких отдельных субъектов (специалистов, граждан, личностей), которые оказываются в состоянии следовать нормам городской культуры – сохранять и развивать ее собственную внутреннюю инновационность.
Но главное – культура выступает источником, формой и результатом постоянного обновления мира, в котором обновляется и образовательная среда. Культура формирует и поддерживает ценностные ориентиры науки, знания, творчества, всех базовых свойств человека-субъекта. Она гарантирует своим содержанием постоянное разделение должного и фактического, возможного и действительного, она разделяет (и вместе с тем связывает) нормативное и фактическое, символическое и реальное.
Она универсальна и многопланова, но при этом исключает опору на трансцендентное начало, обретая ее в самом человеке, и поэтому всегда гуманистична. Исследователи подчеркивают, что светская культура всегда секулярна, мировоззренчески нейтральна и не однопланова, поскольку исходит из идеологического многообразия.
Но дело не столько в мировоззренческой нейтральности светской культуры, всегда связанной с системой ценностей, определенной картиной мира, основанной на науке, искусстве, политических отношениях, сколько в основаниях динамики светской (городской) культуры: она продуцируется в процессе общественного воспроизводства, соответствуя требованиям и нормам развития общества. И в этом отношении гораздо более динамична, инновационна, чем этническая, народная или любая локальная религиозная культура.
Добавить комментарий